Город    11:58, 09 августа 2020

В Белгороде открыли памятный знак протопопу Аввакуму

На торжестве присутствовали мэр Белгорода Юрий Галдун и митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн

«Это очень добрый и хороший знак. Горжусь, что это произошло в Белгороде. Низкий поклон всем тем, кто принимал участие в установке знака», — подчеркнул Юрий Галдун, глава администрации Белгорода.

Для старообрядцев протопоп Аввакум — идеолог. В XVII веке он стал защитником старой веры, выступив против реформы патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, которые хотели придерживаться греческим традициям.

«Для меня, как староверки, это очень важное событие. Нами было пережито очень многое. Мы сейчас живём мирно с РПЦ. Всё хорошо. Гордыня ушла на второй план. Вера в душе», — поделилась старообрядец Татьяна Литвинова.

Аввакум родился в селе Григорово Нижегородской области. В 1640-х — начале 1650-х годов — стал протопопом города Юрьева-Польского, а затем участником влиятельного Кружка ревнителей благочестия. Был другом и соратником будущего патриарха Московского Никона, также входившего в этот кружок. Впоследствии стал противником церковной реформы, начатой патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем. Аввакум считается идеологом и наиболее видным деятелем старообрядчества в период его возникновения. За свою религиозную деятельность был сослан, заточён в тюрьму и в итоге казнён.

В старообрядчестве Аввакум является авторитетной и знаковой фигурой и почитается как священномученик и исповедник.

«Братья и сестры! Я всех душевно поздравляю с открытием памятника человеку, который воплощает собой верность Христу. Говорил, что должно быть единство в главном, свобода во второстепенном, а во всём — любовь. Главное наше единство— это вера во Христа. То, как мы исповедуем — зависит от дома и семьи человека. Я вырос в Сибири, среди старообрядческих храмов и скитов, и во мне это воспитало колоссальное уважение к традициям», — обратился к прихожанам митрополит Старооскольский и Белгородский Иоанн.

Долгое время сочинения Аввакума были известны только старообрядцам. В XIX—XX веках творчество Аввакума (прежде всего «Житие», а затем и другие сочинения) было опубликовано для широкого круга читателей и стало считаться одним из наиболее ярких памятников русской средневековой литературы.

Фото Анастасии Федосеенко и Бориса Ечина