Город    18:06, 29 октября 2020

И снова в лидерах: Белгород — первый город в России, внедряющий систему скоростного автобусного транспорта

Bus rapid transit (BRT) – это система скоростных автобусных перевозок, дающая возможность быстро добраться от одной точки города до другой. Специалисты единогласно утверждают, что BRT-система способна снизить загруженность дорожной сети. Белгород стал первым в России городом, внедрившим элементы именно такой системы при реконструкции главной городской транспортной магистрали. В нашем материале разбираемся, в чём же преимущества такого движения общественного транспорта для города и Белгорода в частности

Сокращение времени

Время в пути сокращается до 50%. Растёт средняя скорость передвижения всех транспортных средств. Система позволяет снизить загруженность дорожной сети.

Выделенные полосы для общественного транспорта

Автобусные маршруты проходят по выделенным полосам. На перекрёстках автобусы имеют преимущества. В особых случаях используются даже двойные полосы для выделения экспресс-полосы на маршруте.

Быстрый способ оплаты

Когда в салоне автобуса открыты все двери, пассажиры быстро садятся и выходят. Среднее время остановки составляет меньше 15 секунд.

Адаптированные автобусы

В системе BRT на остановках используются платформы одинаковой высоты с полом автобусов. Посадка в общественный транспорт для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями становится намного проще.

Использование системы BRT в разных странах мира

Система Bus rapid transit пользуется наибольшей популярностью в Южной и Северной Америке.  Одна из первых таких систем появилась в бразильской Куритибе в 1980 году. Система называлась Rede Integrada de Transporte (интегрированная  транспортная сеть). С 2000 года в колумбийской Боготе работает система TransMilenio, состоящая из 9 линий. Четыре полосы движения по центру улицы предназначены для автобусного движения. Внешние полосы позволяют автобусам-экспрессам объезжать автобусы, останавливающиеся на вокзале. Пользователи оплачивают проезд на входе на станцию ​​с помощью смарт-карты, проходят через турникет и ждут автобус внутри станции, которая обычно имеет ширину 5 м.

54545444

Примерами скоростных автобусных линий в США являются «Серебряная линия» (Silver Line, по сути является троллейбусной) в Бостоне и «Оранжевая линия» (Orange Line) в Лос-АнджелесеВ Европе и Азии также используется система скоростных автобусных линий. Система популярна в Стамбуле, где располагается несколько выделенных полос для городского транспорта.  В России система скоростного автобусного движения в Белгороде внедряется первой в России. О внедрении BRT задумались в Москве, Казани, Липецке, Уфе, Волгограде и Челябинске.

Пешеход и автомобиль: кто главнее?

По данным опроса Boston Consulting Group, проведённого в 2019 году среди более 2 тыс. жителей Пекина, Бостона, Лондона и Москвы, половина водителей пока не готова отказаться от личного транспорта.

«Городским властям придется отрегулировать транспортную систему таким образом, чтобы она не рухнула под тяжестью растущего спроса и конкуренции между разными видами транспорта. Но чтобы городской транспорт стал действительно эффективным, муниципальные власти должны поставить во главу угла предпочтения потребителей», — отмечают в новом отчете BCG.

53% опрошенных указали своим главным приоритетом возможность работать и/или развлекаться во время поездок. 48% заявили, что не хотят зависеть от жестких расписаний, а 47% поставили во главу угла экологичность транспорта.

Отвечая на вопрос «Как изменилось ваше желание владеть личным авто за последние 12 месяцев», лишь 9% автовладельцев заявили, что это желание уменьшилось,  41% ответили, что оно увеличилось, а 50% заявили, что желание никак не изменилось.

«Такую систему я видел только в фильме про Боготу [Колумбия]. Там решили проблему пробок в городе, где проживает 12 миллионов человек. Второй раз я это вижу в Белгороде», — поделился с подписчиками урбанист из Челябинска Лев Владов.

 

74163122

А что же Белгород?

Умные светофоры

В 2021 году планируется внедрить в Белгороде интеллектуальную транспортную систему, которая позволит увеличить пропускную способность всех перекрёстков и избавить от пробок. Умные светофоры будут следить за трафиком, считать автомобили, которые подъезжают к перекрёстку и решать, какому направлению дать приоритет.

Выделенные полосы для общественного транспорта

По основному транспортному коридору на улице Щорса и проспекте Богдана Хмельницкого появились выделенные полосы для общественного транспорта. Благодаря этому скорость движения общественного транспорта увеличилась с 8 до 25 км/ч.

Кроме того, в областном центре появится 90 новых остановок, а уже имеющиеся площадки будут реконструированы. Остановки на улице Щорса уже расположены по центру дороги.

Сheck-in и check-out

В общественном транспорте Белгорода начинают появляться валидаторы (электронное устройство, которое быстро считывает карты для оплаты проезда и поддерживает систему Сheck-in и check-out). Благодаря валидаторам белгородцы смогут заходить в автобус в любые двери, где установлен аппарат безналичной оплаты.

Система автоматического расчёта стоимости проезда уже начала работать на маршруте №127 и №111С.  Нововведение предусматривает оплату проезда в два этапа: при входе и выходе из автобуса. Только после этого система рассчитывает стоимость проезда и списывает деньги.

При выезде пассажира из пригорода в город оплачивается фактическая стоимость проезда в пригородной зоне (тарификация напрямую зависит от километража), а также и стоимость проезда в черте города (20 рублей).

Маршруты

Маршруты будут делиться на 3 типа: 27 магистральных, 18 городских и 70 пригородных маршрутов. Магистральные маршруты свяжут основные районы города: здесь будут ходить большие автобусы и троллейбусы с интервалом движения от 7 до 15 минут. 18 городских маршрутов соединят всё социально-значимые объекты, среди которых МФЦ, больницы и поликлиники. Интервал движения транспорта составит 30 минут. Пригородные же будут работать в зоне окраины и позволят удобно добираться до остановок магистральных маршрутов. Планируется запустить порядка 7 рейсов в день, в зависимости от населённости массива.

Автобусы и троллейбусы станут работать по принципу метро. Общее время поездки с учётом ожидания сократится: можно будет уехать на первом подъехавшем автобусе или троллейбусе в течение 5–10 минут, после сделать бесплатную пересадку на другой маршрут и быстро доехать до нужного места.

789798797

Мнения о BRT 

«По поводу общественного транспорта: автобус экономит огромное количество пространства на дорогах и конечно на парковках. Для городов с низкой плотностью - BRT самая выгодная форма общественного транспорта. Выделенные полосы делают ее конкурентоспособной со сравнению с автомобиля. Пассажиропоток может быт относительно низким, чтобы оправдывать инвестиции» (см. график), — отметил Барт Голдхоорн, голландский архитектор и урбанист, сооснователь компании Urban Institute, главный архитектор компании «Брусника», куратор образовательных программ по современной архитектуре и урбанистике в Нидерландах.

-6039343

 

3954242-0

«Система BRT (Bus rapid transit), а другими словами «скоростное автобусное сообщение» по своим характеристикам сравнима с наиболее известными и эффективными — легкорельсовым транспортом и скоростным трамваем, но дешевле и проще в эксплуатации и внедрении.

Я смог лично оценить систему BRT в Хайфе (Израиль) — это совершенно другой опыт использования общественного транспорта. Для Белгорода внедрение системы BRT и в целом модернизации транспортной инфраструктуры, решение важное и оправданное. Система BRT даст общественному транспорту дополнительный приоритет и независимость от пробок. Несмотря на то, что Белгород - довольно компактный город, проблема пробок многие годы стоит довольно остро. Как житель города, я был пользователем общественного транспорта и это вызывало определенный дискомфорт, особенно в утренние и вечерние часы. Если Белгород все сделает правильно, в течение нескольких лет вы сможете увидеть тенденцию, когда владельцы личного транспорта будут пересаживаться на общественный, поскольку это будет быстрее, комфортнее и дешевле», —прокомментировал Артем Королев, основатель компании Urban Institute, куратор образовательных программ по урбанистике Urban Moscow и Urban Amsterdam.

 

3593504-2

Отметим, что новая маршрутная сеть в Белгороде позволит сделать поездки удобнее и быстрее. Горожане смогут без проблем передвигаться по городу на общественном транспорте. В областном центре уберут дублирующие маршруты и создадут транспортный каркас из магистральных маршрутов.

Автобусы и троллейбусы станут работать по принципу метро. Нововведения позволят уехать на первом подъехавшем общественном транспорте в течение 5-10 минут. С помощью выделенных полос увеличится скорость движения по маршруту.

Уже сейчас пассажиры отмечают изменения в движении общественного транспорта в лучшую сторону: поездки сократились до 5-8 минут, при сравнении с прошлыми 10-15.

Отметим, что после реконструкции в Белгороде и пригороде планируется запустить 115 новых маршрутов, из них 27 магистральных, 18 городских и 70 подвозящих и сезонных. Магистральные автобусы будут ходить с интервалом 7-15 минут, городские – каждые полчаса и подвозящие – от 5 до 16 рейсов в день.