Интервью    11:00, 25 июля 2020

Первый трансарктический…

Начало 60-х XX века. Вслед за Берлинским кризисом последовал Карибский, который поставил весь мир на грань катастрофы. СССР и США оказались у черты термоядерной войны. Только благодаря прямым переговорам 25-27 октября 1962 года между президентом США Дж. Кеннеди и лидером Советского Союза Н.С. Хрущевым, удалось предотвратить ядерный конфликт. Карибский кризис явился кульминационным моментом в международных отношениях периода «холодной войны».

Однако процесс наращивания вооружений мировыми державами продолжался. Советский Союз также был вынужден усилить армию и флот новейшим стратегическим оружием.

Сентябрь 1963 года. Из базы Краснознаменного Северного флота в Западной Лице в Тихий океан вышла атомная подводная лодка К-115. Перед экипажем поставлена задача — совершить первый трансарктический переход подо льдами Северного Ледовитого океана из Баренцева моря в Тихий океан, на Камчатку в поселок Рыбачий. При этом предполагалось прохождение подо льдами Северного полюса. Основная задача: усиление Краснознаменного Тихоокеанского флота атомной подводной лодкой многоцелевого назначения. Командир лодки — капитан 2 ранга Иван Дубяго — имел колоссальный опыт сложных и продолжительных походов. Прохождение подо льдами Ледовитого океана для него и экипажа К-115 являлось непомерно сложной задачей, поскольку опыта таких переходов ранее не имелось. 

гг

С учетом всех этих сложностей и отсутствия опыта экипаж лодки был укомплектован лучшими офицерами флота, выпускниками факультета ядерных энергетических установок Ленинградского высшего военно-морского инженерного ордена В.И. Ленина училища им. Ф.Э. Дзержинского. В этом походе на их долю выпало много испытаний и чрезвычайных ситуаций.

Через несколько дней после очередного всплытия подводной лодки из-подо льда, возникла сложная аварийная обстановка: произошел разрыв трубок парогенератора правого борта по 1 контуру. В этой связи резко возрос уровень радиации в турбинном отсеке, превысив норму в 500 раз. Была объявлена тревога. 

Командиру аварийной партии № 1, старшему лейтенанту Альберту Абашеву по боевому расписанию предстояло действовать в реакторном и турбинном отсеках, где радиационная обстановка была крайне опасна. Но благодаря четким и слаженным действиям всего экипажа, удалось предотвратить серьезную катастрофу.
 
В детстве Алик Абашев и подумать не мог, что спустя многие годы свяжет свою жизнь с морем. Отец его, Яков Никитович, мастер-путеец, был твердо уверен в том, что сын пойдет по его стопам. Алик достаточно часто приходил к отцу на работу, проявлял большой интерес к железнодорожной технике. А приятели отца охотно брали его с собой, когда перегоняли паровоз с одного железнодорожного пути на другой. 

И, действительно, все шло к этому, но в 7 классе ему в руки попал томик с морскими рассказами Сергеева-Ценского. На одном дыхании он прочитал повести и рассказы «Синопский бой», «Флот и крепость», «Адмирал Ушаков», «Адмирал Синявин». И с этого момента его любимыми книгами стали те, которые рассказывали о море и отважных моряках. Кстати, жил Алик на распутье речных дорог - в Сталинграде. Теперь он стал чаще посещать порт своего любимого героического города. 

Школу он закончил в 1955 году и сразу подал документы в Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище подводного плавания. Он стал курсантом, но в 1958 году перевелся в Ленинградское высшее военно-морское училище, где был открыт специальный факультет ядерных энергетических установок. По окончании почувствовал себя настоящим моряком. Ему повезло: его направили для дальнейшего прохождения службы на Краснознаменный Тихоокеанский флот. Там он был определен на атомную подводную лодку К-150 в качестве командира группы дистанционного управления. Много нового и интересного узнал молодой моряк в период службы на атомоходе, и это все очень пригодилось ему в дальнейшем. 

гг

Грамотного и перспективного офицера теперь пригласили принять участие в первом трансарктическом переходе. Так он и стал участником этого знаменательного события в истории ВМФ. 

Во время перехода командир лодки должен был периодически выходить на связь с руководством флота и докладывать обстановку. А для этого надо было всплывать. Но чтобы всплыть среди могучих льдов, необходимо было еще найти полынью. Это была очень сложная задача. Однако для срочного всплытия у них были специальные торпеды, с помощью которых они могли пробить лед. А лед был разной толщины — от двух до четырёх метров. 

Поход подо льдами продолжался две недели и за это время всплывали три раза. Два всплытия предполагались на полярных станциях. Основная цель — отработка всплытия во льдах в заданной точке. Но не только ради этого всплывали среди льдов, а еще и для того, чтобы ребята могли подышать свежим воздухом и полюбоваться красотами этого удивительного и загадочного мира. 

На первой станции долго искали полынью, но так и не нашли. В этой точке над лодкой был лед толщиной в один метр. Командир дал команду пробивать его рубкой. Надо отметить, что для трансарктического перехода рубка подводной лодки была изготовлена из более прочного металла. Кроме того, она была укреплена металлическими балками, наваренными на неё. 

Начали всплытие. Рубка затрещала, но лед поддался. После всплытия осмотрели рубку и корпус лодки. В целом все было нормально, но обнаружили, что слегка погнули зенитный перископ, с помощью которого ведется наблюдение за воздухом.
Огляделись. Вокруг возвышались мощные ледяные торосы, а вот станции нет. Где она?! Что делать?
 - А ну, ребята, пошумите! Может быть, кто-то и отыщется! - посоветовал командир.
Ну ребята и пошумели: и стреляли, и кричали. Но что там их шум. Вот когда лодка всплывала, ломая лед, так это, наверное, и на Южном полюсе было слышно.

И только минут через двадцать появились первые люди с автоматами.
- Вы кто такие? - задали они вопрос подводникам.
- Да свои, свои! Хватит допрашивать, лучше бегите и накрывайте столы, - шутили моряки.
- Да погодите со столами, еще успеется! Кто командир? - не унимались полярники.

И только после обстоятельного разговора командира лодки с начальником полярной станции те признали в них своих соотечественников. Полярники на льду уже третий год добивали. Соскучились по своим, но бдительность не потеряли.

Ну а дальше, как и положено, собрались за большим столом. Пели песни, обменивались своими наблюдениями, вспоминали Родину. Моряки забрали у полярников их письма к близким, поскольку у родных берегов они окажутся значительно раньше.

Полярников спросили: «А почему нас с автоматами встречали?». Оказалось, что возле станции частенько прогуливаются белые медведи. А три дня назад один из них утащил со станции любимого всеми пса Дозора.

А вот вторую станцию так и не посетили. Полынью не нашли, а лед над лодкой был непомерной толщины. Из-подо льда вышли только возле о. Врангеля. Их на эсминце встречал заместитель командующего Краснознаменным Тихоокеанским флотом. А недалеко в тумане маячил американский корвет.

Дальше до выхода в Тихий океан шли в надводном положении, а потом опять нырнули и всплыли только возле Рыбачьего.

После успешного завершения перехода командиру подводной лодки капитану 1 ранга И.Р. Дубяге было присвоено звание Героя Советского Союза. Старшему лейтенанту Абашеву была вручена медаль «За боевые заслуги».

После них по проторенному уже пути в поселок Рыбачий пошли другие лодки, и вскоре там была создана база атомных подводных лодок.

Затем Альберт Абашев был направлен в учебный центр в Палдиске (Эстония) старшим инженером береговой энергетической установки, а затем перешел на преподавательскую работу и вел занятия с курсантами по ядерным установкам. Оттуда в звании капитана 1 ранга вышел на пенсию и переехал на жительство в Белгород. 

Здесь он с головой ушел в работу со школьниками. Ему очень хотелось передать свой богатый опыт будущим защитникам Родины. В школе № 41 был создан первый кадетский класс. Заинтересовали мальчишек дела военные, потянулись они в кадетский класс. 

Первый выпуск состоялся в 2002 году. Поступать в военные училища поехали 15 человек.

После первого выпуска прошло уже много лет. Сегодня те юные мальчишки уже опытные морские офицеры. А капитан 3-го ранга Максим Дурас на атомной подводной лодке прошел тем же путем подо льдами Северного полюса, что и его наставник.

гг

А учеба в кадетских классах продолжается. За прошедшие годы уже выпущено более 250 человек. Многие из них связали свою жизнь с военной службой.

В настоящее время Альберт Яковлевич продолжает работу в школе № 41 в качестве педагога дополнительного образования и педагога-организатора.

Родители ребят, обучающихся в кадетских классах, довольны той работой, которую проводит Альберт Яковлевич. В первую очередь они отмечают собранность своих детей в учебе и работе, дисциплину и порядок в любом деле. 

гг

Виталий Зубков, ветеран военной службы, член Союза журналистов России

Фото Бориса Ечина