Искусство    15:09, 14 августа 2020

Забытая мелодия Валентина Костенко

В 2020 году отмечается 125 лет со дня его рождения

В Валуйском районе есть небольшой посёлок городского типа Уразово. Он носит название, которое с тюркского языка означает «счастье». В этом «счастливом» месте родились несколько известных за пределами Белгородской области людей. Самый знаменитый среди них - прославленный актёр и режиссёр Владимир Басов. Но стоит «покопаться» в довольно-таки долгой истории этого поселения, и найдется имя талантливого композитора и музыковеда Валентина Григорьевича Костенко. 

Вокальный талант

Информации о нём крайне мало, большую часть жизни он провёл на Украине. Валентин Костенко родился 16 июля 1895 года в семье крепостных бондарей. Отец мальчика регентовал в местной сельской церкви. Музыкальный талант передался и сыну – Валентин обладал голосом исключительно красивым. Незаурядные вокальные данные стали для него счастливым билетом в Северную столицу: в 1905 году Валентина Костенко взяли в придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге. Дальше – больше. Спустя девять лет, юноша поступил в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1921 году с дипломом «свободного художника композиции». 

Музыкальная карьера

Получив образование, Костенко едет в Харьков, преподаёт в Харьковском музыкальном техникуме (1922) и музыкально-драматическом институте (1925), получает звание профессора.

Будучи принципиальным во многих вопросах человеком, порой непримиримым, Валентин Григорьевич неоднократно выступал с критическими статьями, активно участвуя в общественной жизни страны. В 1928 году он создал и возглавил в Харькове ассоциацию революционных композиторов Украины. После преобразования музыкального товарищества им. М. Леонтовича во Всеукраинское товарищество революционной музыки, Костенко стал в оппозиции по отношению к этой организации и развязал в прессе дискуссию вокруг темы об идейных, классовых и национальных особенностях украинской музыки, в частности о месте и роли творческих союзов. В дискуссии с представителями товарищества даже обвинил их в «националистической ограниченности и ориентации на Запад». 

Тем временем его карьера продолжала расти. В 1932 году Костенко становится сотрудником Высшего музыкального комитета при Наркомпросе УССР, а также руководителем музыкальной редакции Всеукраинского музыкального комитета.

Не оставляет он и творческой работы. В 1930-х годах на сцене Харьковского театра оперы и балета в музыкальной редакции Костенко была поставлена опера Н. Лысенко «Наталка Полтавка». Валентин Григорьевич является автором ряда симфонических, камерных и литературных произведений, а также исследовательских работ - «Народная песня и украинская музыка», «Практическое руководство элементарной теории музыки» и других. Его перу принадлежит опера «Кармелюк», которая часто ставилась на сцене Харьковской государственной оперы в 1930-е годы. Валентин Григорьевич писал вокальные произведения, музыку к кинофильмам. Например, «Каховский плацдарм» (другое название – «Суровые дни»), снятый в 1933 году. Музыкальное оформление к этой ленте создавалось им в соавторстве с композитором И. Овадисом. Широко известны были его хоровые  произведения на стихи Т. Шевченко, Х. Алчевской, П. Тычины, И. Микитенко, Д. Бедного, романсы на стихи Леси Украинки, обработки русских народных песен.

Репрессии и забвение

Но в определённый момент над композитором стали сгущаться тучи – в 1934 году Костенко предъявили обвинение в «буржуазном национализме». Были ли тут виной его критические высказывания, резкие выпады против существующих положений, сложности бескомпромиссного характера музыковеда? В этом месте биография Костенко – сплошное «белое пятно». Известно лишь немногое: во время Второй мировой войны про опального композитора забыли. Но ненадолго. В 1946 году (по другой версии – в 1950-м) Валентина Григорьевича обвинили в сотрудничестве с немецкими властями в Харькове в период с 1941 по 1943 годы. Тогда он заведовал отделом искусств городской управы и руководил деятельностью харьковских заведений искусств (музыкальных школ, консерватории, театров, исторического архива, музея и других культурных учреждений). 
Был членом организации «Просвита», поэтому обвинялся также и в пропаганде создания независимого украинского государства (оркестровал гимн «Ще не вмерла Украина»), часто выступал в местной прессе. Как бы там не было – композитора репрессировали. Суд приговорил его к десяти (по другим источникам – к двадцати пяти) годам лагерей. В 1956 году Костенко досрочно освободили. Спустя четыре года, не дожив двух дней до своего 65-летия, Валентин Григорьевич скончался в Харькове.

Долгие годы его имя и творчество были фактически запрещены, а деятельность начисто вычеркнута из истории украинской музыкальной культуры. Открытым архив В. Костенко стал с 1995 года, после его посмертной реабилитации в 1993 году. Но и до сих пор он остаётся в рядах практически забытых музыковедов. 

Несомненно, Валентин Григорьевич внёс свой вклад в развитие музыкального творчества. К примеру, его новаторством в украинской музыке стал жанр сонатины для виолончели; он написал первое трио для двух скрипок и альта. Его музыка – особенна, она включает в себя черты постромантизма и фольклоризма. В 1930-е годы произведения Костенко с успехом исполняли выдающиеся певцы – З. Гайдай, М. Литвиненко-Вольгемут, М. Гришко, И. Паторжинский и другие. В рукописях сохранились философские произведения Костенко - поэма «Пророк Дажбога», «Материя-жизнь-человек», воспоминания «Моя жизнь», эпистолярные материалы. Но при всем при этом, под политическим давлением Костенко был вынужден осудить собственные мировоззренческие принципы и музыковедческие достижения на национальной основе.

История жизни этой неоднозначной личности, но в любом случае талантливейшего музыканта, до сих пор полна вопросов без ответов.

Маргарита Терёхина 

Фото: history.org, goodfon.ru