Искусство    13:08, 29 августа 2020

Театральные полёты

V международный фестиваль современного театра «Наш кислород» собрал в Белгороде 16 творческих коллективов из России и Украины

Театральный марафон удивил и в какой-то мере обескуражил своим разнообразием. Фестиваль «Наш кислород» — это история о современной и местами специфической драматургии. Любителям классики такой театр может показаться вычурным и непонятным. Но если к нему присмотреться внимательно, то каждый зритель видит его по-своему. Наверное, в этом и таится прелесть современной драматургии. Раскованный театр, театр-вызов. Минимум декораций, раскрепощённая игра артистов — это то, чем живёт новый театр.

Спектакли фестиваля «Наш кислород» ставили под открытым небом на площадках БГТУ имени В.Г. Шухова и на крыше торгово-развлекательного комплекса «МегаГРИНН».

«Зелёные» декорации

В современной драматургии есть такое направление, как сайт-специфик театр. Действие спектакля разворачивается в городском пространстве. Ландшафт парков или заброшенных зданий заменяет искусственные декорации. Идейный вдохновитель и организатор этого ежегодного фестиваля, режиссёр белгородского независимого молодёжного театра «Новая сцена-2» Оксана Погребняк считает, что современная драматургия — повод для разговора на актуальные темы. Открылся фестиваль на Пушкинской аллее БГТУ имени В.Г. Шухова пьесой Ивана Вырыпаева «Интертейнмент». В главных ролях — актриса театра «Новая сцена-2» Яна Гуреева и известный актёр, режиссёр, продюсер и артист театров в Москве, Санкт-Петербурге и в Карелии Леонид Прокофьев.

«Вырыпаев — наш любимый драматург. Он многоплановый. На героев его произведений нельзя смотреть только с одной стороны. Пьеса «Интертейнмент» написана в этом году. На сцене — семейная пара. Артисты играют зрителей, которые комментируют происходящее на сцене. Проблема здесь одна — взаимоотношения между людьми, ощущение взаимопонимания. Герои «примеряют» действие спектакля на себя. «Интертейнмент» переводится как развлечение. Смысл названия пьесы заключается не в том, что тебе весело и смешно, а в том, что в процессе обсуждения зритель вместе с героями развивается и меняется», — рассказала Оксана Погребняк.

«Джульетта выжила»

Провокационную постановку привезли в Белгород артисты Санкт-Петербургского драматического театра «Комедианты». Пьеса «Джульетта выжила» — антиутопия. Она сталкивает виртуальный мир с реальным, и на этом изломе происходит поиск истины. Автор пьесы — современный драматург Юлия Тупикина. В далёком будущем биоинженер Ромео и дизайнер Джульетта знакомятся по Интернету. В реальной жизни встрече не суждено произойти из-за пандемии. Однако Джульетта заводит роман с молодым доктором, от которого ждёт ребёнка. Ромео не может этого вынести и умирает, а за ним и все остальные герои пьесы. Выживает только Джульетта. 

«Пьеса достаточно глубокая и интересная. В ней затронуты политические проблемы, сложные отношения между поколениями и ровесниками. Конечно же, в первую очередь, это история про любовь. Пьеса написана в рамках новой драмы, а там, как известно, используется ненормативная лексика. Иногда присутствуют откровенные выяснения отношений, которые детям не нужно видеть и слышать. У нас не целуются, но обнимаются», — рассказал режиссёр спектакля «Джульетта выжила» Андрей Никитинских. 

В Белгороде прошёл эксклюзивный показ пьесы «Джульетта выжила». Премьера спектакля состоится 11 сентября в Санкт-Петербурге. 

«Горбатая»

Представители и последователи уральской драматургии выступили на «зелёной» сцене с пьесой «Горбатая» автора Ярославы Пулинович. Моноспектакль поставил независимый театр «ТУТ» («Текст. Урал. Театр») из Екатеринбурга.

Главная героиня — женщина средних лет. Она перестала обращать на себя внимание, забыла, что она женщина в прямом смысле этого слова и, смеясь на сцене, называет себя горбатой. На самом деле никакого горба нет. Он создан искусственно. Находка режиссёра — наполненный камнями большой рюкзак, который надет на плечи главной героини. Женщина будет нести непосильный груз до тех пор, пока горб не прижмет её к земле. Постановку пьесы «Горбатая» впервые представили зрителям.

«Театр должен развиваться. От репертуара некоторых театров становится тошно. Порой отвратительно ставят классику, а всё потому, что, как говорится в «Чайке», нужны новые формы. Мы привыкли к бархатным кулисам, идеально выглаженным костюмам. Например, возьмём спектакль «На дне» Горького. Когда ты видишь героев в костюмах с иголочки, а не в каких-то старых одёжках, ты этому не веришь. Современная драматургия и частный театр дают больше простора для творчества, поиска новых форм», — считает режиссёр и сооснователь независимого театра «ТУТ» Екатерина Вяликова. 

«Две.рь» 

Никогда не поздно начать всё сначала. Пьеса «Две.рь» известного драматурга Анны Яблонской — это история про тридцатилетних женщин, которые терпят неудачи в любви. О жизни героинь мы узнаём после того, как в номере дешёвой сельской гостиницы случайно захлопывается дверь. Перед зрителями предстают Катя и Саша. Одна — корреспондент из Москвы, которая приехала в провинцию делать репортаж, другая — живёт в селе, воспитывает ребёнка и работает уборщицей. 

«Из нашего театра как-то ушли два парня, и чтобы он не простаивал, поставили пьесу в исполнении женского дуэта. Мы не использовали ненормативную лексику, как это было в сценарии пьесы. Там, конечно, есть откровенные сцены, когда девочки раздеваются и переодеваются, но мы всё сделали в рамках приличия. Я не люблю пошлость. У нас интеллигентный театр», — рассказала художественный руководитель молодёжного независимого театра-студии «Белая ворона» (город Пенза) Ольга Битюцкая.

«Юг России в последние годы оказывается самым активным регионом по части возникновения частных театров. То, что происходит в Белгороде, дублируется в Астрахани, Краснодаре, Ставрополе и в других городах. Думаю, активность частного театра идёт от пассивности государственного. Это должно стимулировать к развитию и тот, и другой сектор», — уверен Павел Руднев. По его мнению, онлайн-театры в последнее время набирают большую аудиторию. Ключевую роль в этом, конечно, сыграла пандемия. Популярность приобретают новые формы театра, такие, как сторителлинг, променад-театр, сайт-специфик, иммерсивный театр. В них «заворачиваются» произведения классических и современных драматургов. 

На подмостках крыши 

Вторая локация фестиваля «Наш кислород» — крыша торгово-развлекательного центра «МегаГРИНН», с которой открывается потрясающий вид на Белгород. Минимум света - максимум творческих возможностей для артистов. Тульский театр-мастерская «Форма Свободы» для глубокого выражения авторских смыслов выбрал форму театра теней. Спектакль «Шукшин» наполнен символами, условностями и бытом. Постановка «завязана» на четырёх новеллах писателя. Одна из них — «Приезжий».

«Мужчина приезжает в село на отдых. И случайно попадает в дом давно любимой женщины, от которой у него дочь. Это уже другая семья с новым хозяином. Приезжий при всех за столом открывается перед своей дочерью. Нужно ли отцу, который никогда не воспитывал своего ребёнка, приходить ко взрослой дочери? Или оставить всё как есть? Это открытый финал, который вызывает массу чувств», — рассказал режиссёр театральной мастерской «Форма Свободы» Руслан Печинога. 

Руслан родом из Белгорода. Переехал в Тулу и там основал театральную мастерскую «Форма Свободы». На сцене играют непрофессиональные артисты. 

«Битва за Мосул» 

Выпускник театрального института имени Б. Щукина и режиссёр московского театра-лаборатории S.T.E.R. Алексей Гусаров-Исаев — сторонник философского театра. На фестивале «Наш кислород» он показал спектакль-притчу «Битва за Мосул» по пьесе современного драматурга А. Житковского. Это история о бренности тела и поиске духа. Герои на протяжении спектакля пытаются понять, почему происходит война и к чему она ведёт. Действие разворачивается в Мосуле (Ирак). В основе спектакля — военная операция армии правительства Ирака и её союзников против террористов в 2017 году. При взятии Мосула погибли 40 тысяч мирных жителей, а город оказался в руинах.

«Текст пьесы сложный, витиеватый, наполнен духовностью и публицистикой. Мы попытались его оживить. Получилась притча о единственной выжившей женщине с младенцем на руках. Всё разрушено. Все дороги ведут в каменную и песчаную пустыню. И в какой-то момент к женщине и ребенку обратились некто: день и ночь, добро и зло, аллегорические образы богов», — рассказал Алексей Гусаров-Исаев. В главной роли играет жена режиссёра — Надежда Гусарова-Исаева. Труппа театра-лаборатории S.T.E.R. состоит из профессиональных артистов. В Белгород на фестиваль «Наш кислород» приехали в третий раз. 

Эпилог 

Пятый международный фестиваль «Наш кислород» длился несколько дней. Постановки приходили смотреть молодёжь и люди постарше. Спектакли оценивало жюри, в которое вошли профессиональные артисты и театральные критики из Москвы, Санкт-Петербурга и Белгорода.

«Приятно оказаться в свободной творческой атмосфере, где-то, может быть, заносчивой, но свежей, с горящими взглядами молодёжи. Отдельно же отмечу два коллектива из Екатеринбурга: «ТУТ» и «Фабрика». Марина Гапченко, исполнительница моноспектакля «Горбатая», и вовсе стала большим личным открытием. Павел Руднев охарактеризовал её так: «мы столкнулись с мощным, самобытным природным талантом». Постановка «Фабрики» — «Хач» (прим. - в переводе с иранских языков — «крест») - оставила приятное послевкусие беспокойной студийности, неуёмности в желании нетривиально решать творческие задачи, обращая в свою пользу необычные условия проведения фестиваля, они будто без видимого усилия приняли эти правила игры и совершенно естественно смотрелись в рамках непривычного пространства, извлекая из него дополнительные «визуальные бонусы», будто так и задумывалось изначально», — прокомментировал итоги фестиваля современных театров «Наш кислород» член жюри, артист БГАДТ имени М.С. Щепкина Сергей Купчичев.

В заключительный день фестиваля жюри распределило места между театральными коллективами. Гран-при присудили артистам драматического театра «Комедианты» (Санкт-Петербург) за спектакль «Джульетта выжила». На первую ступень театрального олимпа взошёл творческий коллектив театра «Фабрика» (Екатеринбург), на вторую — независимый театр «ТУТ» (Екатеринбург), а на третью ступень — труппа «Уместного Театра» (Самара). Специальным призом «За верность психологическому театру» наградили театральную мастерскую «Форма Свободы» (Тула). 

Полина Быкова