Белгородские памятники-передвижники
-
Интервью
В Пушкинской библиотеке-музее прошла встреча с историком, начальником управления по делам архивов Белгородской области Павлом Субботиным. Беседу посвятили белгородским памятникам и скульптурам, которые по тем или иным причинам меняли места своего расположения. Мероприятие состоялось в рамках федерального проекта «Гений места», направленного на развитие креативной экономики регионов страны.
Тема лекции, по заверениям Павла Субботина, родилась ещё в 2017 году, когда он начал изучать окрестности города, чтобы лучше понять его облик. Путешествуя по улицам Белгорода, историк неожиданным образом пришёл к мыслям, которые тогда же и изложил перед своей аудиторией в социальных сетях.
«Я живу в Белгороде. Это город. Живу давно, всё хорошо, но есть особенность у местных горожан, к которой не привыкну. Они постоянно передвигают памятники. Вот как в других местах? Решили памятник установить – да без проблем. Изготовили, соорудили, водрузили, открыли, обсадили – всё, стоит как вкопанный. Горожане, голуби и гости точно знают – этот памятник вон там, а тот, другой, – кварталом дальше. А в Белгороде – нет. Здесь памятники живут своей, отдельной жизнью. Поставленный однажды в одном месте, он после переезжает на другое, а потом — на третье. Вместе с клумбами и голубями. А мы его потом ищи», – писал Субботин.
Та заметка была, скорее, констатацией причудливого факта. В самом деле, зачем эти памятники передвигают, и почему именно Белгород? Ответов тогда не последовало, но тема обрела второе дыхание спустя шесть лет, пополнившись новыми фактами и, что самое главное, выводами, которые нашли отражение в лекции историка. Что же происходило с белгородскими памятниками все эти годы, и для чего понадобилось перемещать их с места на место?
Главные путешественники Белгорода
Речь о памятнике Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу, на сегодняшний день находящемся в парке Ленина. Скульптура известных коммунистов переезжала по городу пять раз. Памятник был разработан для улучшения облика городов в послевоенное время – точно такие же фигуры, помимо Белгорода, находятся в ряде других городов России. Созданный в 1953 году, он был признан памятником истории регионального значения и установлен в городском саду. Несколько позже скульптуры Маркса и Энгельса переехали в парк Ленина, практически на то же место, где они стоят и сейчас. Ещё спустя время в сквере Победы понадобилось установить монумент на главной аллее, куда и отправился памятник идеологам марксизма. Следующей точкой длинного путешествия стало место у областной библиотеки, и уже оттуда Маркс и Энгельс в 2002 году переехали обратно в парк Ленина.
Среди кочующих фигур есть и другие представители. Так, памятник святителю Иоасафу переместился с Белгородского проспекта (там он находился неподалёку от духовной семинарии) к Марфо-Мариинскому монастырю. Памятник Михаилу Щепкину «переехал» от Смоленского собора поближе к драмтеатру. Памятник честному гаишнику Павлу Гречихину, изначально поставленный на проспекте Ватутина, в 2016 году перекочевал на кольцевую развязку улиц Корочанской и Волчанской. Даже известному белгородцам монументу Владимиру Ленину пришлось скитаться по улицам города. Его историю пересказывает Павел Субботин:
— На фото середины 1950-х годов можно увидеть Ленина с указывающей рукой, но это второй памятник Владимиру Ильичу, потому что первый был установлен ещё в 1927 году. Простоял он все 1930-е годы, потом пришла война. Немцы в него стреляли и пытались разрушить памятник, но у них не хватило времени. Позже его привели в порядок. Со временем и эта скульптура приходила в негодность, поэтому её решили заменить: установили новый, знакомый нам вариант с рукой. Простоял он меньше пяти лет: приняли решение поставить памятник, отвечающий статусу города. В итоге появился памятник, который простоял там более полувека.
С Соборной площади вождь пролетариата в 2013 году всё же отправился на Народный бульвар, где и находится до сих пор.
Почему памятники не находят своего места?
В данном случае Павла Юрьевича интересует, скорее, философская сторона вопроса. По его мнению, не так важно, каковы фактические причины для переноса названных памятников: куда важнее вытекающие из этого выводы. И они не так утешительны.
— Вопрос памятников и скульптур не праздный. Это вопрос пространства, в котором мы все живём: я здесь живу, вы живёте, к нам гости и родственники приезжают. Почему в Белгороде это так часто происходит? Давайте скажем, что у нас в городе лёгкое отношение к памятникам и скульптуре. Нет такого, что в каком‑то месте сложился архитектурный облик, и мы его сохраняем лет 60, 70 или 100, – считает историк.
Беспечность и несерьёзность по отношению к объектам культуры и архитектуры, по мнению Субботина, приводит не только к утрате туристической привлекательности города, но и к деградации культурно-исторического кода горожан. Он приводит в пример случаи строительстваё объектов современной инфраструктуры в местах исторической памяти области, говоря о территории Белгородской черты. Однажды он увидел, как на месте старинного вала ведётся стройка. Обратившись к местным властям, он узнал, что здесь будет построен новый проезд. Комичности (а в каком‑то смысле и трагизма) ситуации придаёт тот факт, что Павла Субботина нередко приглашают в состав комиссий по развитию туризма в городе. Получается, что нам нужны новые дороги на территории локаций с историческим прошлым и одновременно с этим – новые туристические маршруты.
— Всё это происходит вследствие того, что так можно. Мы и памятники двигаем и дома реставрируем. Я называю это «реставрация экскаватором». Вот современное здание, в котором сейчас располагается «Белгородэнергосбыт». Там всё снесли: нижний этаж сделали «а-ля как было», но это уже не тот дом! Есть определённый уровень культуры и вкуса, простите меня. При принятии таких решений требуется советоваться со специалистами, смотреть законы, спрашивать общество, – объясняет Павел Юрьевич.
По словам историка, ситуация постепенно начала улучшаться, однако для ощутимого прогресса следует проводить целенаправленную и выдержанную политику градостроительства.
— Слава богу, последние лет семь, когда мы уже многое утратили, стали наконец подобного рода вопросы обсуждать. Квартал в центре города, парк за диорамой, перепроектировка парка Победы <…> Мы начали создавать комиссии и включать туда специалистов. Но передвижение памятников – это свидетельство того, что в Белгороде не сложилось устойчивых пространств. С момента приезда наблюдал, как город рос, и мы все этим гордились. Я горжусь до сих пор. Но он рос, постоянно меняя архитектурную концепцию. Посмотрите, сколько стилей даже в центре города. Отсутствие исторического ядра создаёт блок для развития, – считает историк.
Никита МИГУЛИН
Фото Бориса Ечина и из личного архива Павла Субботина