Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15:09, 25 октября 2019
 688

Фёкла Толстая рассказала белгородцам о «кинематографе» Льва Толстого

Уникальная выставка из фондов Государственного музея Л. Н. Толстого открылась в Белгородском литературном музее.

Авторский проект Фёклы Толстой из цикла «Черновики — на белый свет!» называется «„Анна Каренина“. Режиссёр — Лев Толстой» и представляет рукописи романа.

Небольшой зал музея едва вместил всех желающих увидеть выставку и пообщаться с праправнучкой великого писателя.

Фёкла Никитична работает в музее Толстого в Москве и активно пропагандирует не только его творческое наследие, но и русскую литературу и культуру в целом, создавая интереснейшие проекты для самой широкой аудитории. Что немаловажно, значительную часть её составляет молодёжь. Фёкла Толстая замечательный рассказчик, очень интересный собеседник, по-человечески обаятельна и эмоциональна. Её выступление на открытии выставки, познавательная экскурсия с подробными фактами и общение с гостями, читающими наизусть отрывки из романа «Анна Каренина», оставили неизгладимое впечатление и надолго запомнятся участникам вечера.

«Для меня эта выставка очень долгожданная и я волнуюсь. Идея представить рукописи Толстого, открывающие его „творческую кухню“, появилась лет шесть назад, когда задумывался проект „Черновики — на белый свет!“, — рассказывает Фёкла Толстая. — В нашем музее хранится огромное уникальное собрание рукописей, черновиков, рисунков, дневников Льва Николаевича — более полумиллиона листов! Это особо ценные объекты культурного наследия под охраной ЮНЕСКО. Находятся они в специальной стальной комнате-сейфе с толстыми железными стенами, который строил для себя ещё купец Морозов. Там он хранил коллекцию импрессионистов и драгоценности жены. Вывозить оригиналы рукописей за пределы музея нельзя. Мы подготовили копии с расшифровкой текстов и оформили в современном, понятном посетителям виде. У Льва Николаевича был ужасный почерк, плюс многочисленные пометки и исправления на листах, его тексты многослойны — нашим специалистам пришлось много потрудиться над ними. Нам повезло, что Толстой думал на бумаге — можно проследить ход его размышлений и весь процесс работы над произведением — от замысла до окончательного воплощения».

Первую, совсем небольшую экспозицию, московские музейщики представили в Туле. Там и произошло знакомство директора белгородского литературного музея Инны Климовой и Фёклы Толстой с дальнейшей договоренностью организовать выставку в Белгороде. Поэтому её готовили специально для литературного музея и нигде еще не демонстрировали. В экспозиции представлены рукописи, фотографии и рисунки на огромных деревянных стендах, пластиковых листах, большом интерактивном экране «Монтажный стол Льва Толстого». Фёкла Никитична рассказала, что выбрала «Анну Каренину» как самый экранизируемый в мире роман. И выставка сделана как кинометафора: Толстой не просто писал текст — он режиссировал его до мельчайших подробностей, двигаясь по тем самым канонам, которые сегодня преподают уже для первокурсников режиссерских факультетов. Сначала пишется краткое повествование (синопсис), потом сюжетная линия, проводится кастинг героев.

«Специалисты считают творчество Толстого очень кинематографичным. Когда снимают по его произведениям, не надо даже думать, на каком плане что расположить, где поставить камеру. Автор уже сам расписал всё чётко и детально. Он словно смотрит на действие с разных камер и умело чередует разные ракурсы. Лев Николаевич, не имея образования каких-либо творческих вузов, создал почти режиссёрский сценарий», — говорит Фёкла Толстая.

Эту скрупулёзность работы можно увидеть на выставке. Замысел, план и названия романа, краткое изложение истории, имена и фамилии героев, подробные описания их внешности и характера, развитие сюжетной линии, проработка отдельных сцен. И потом бесконечные «дубли» — переписывание одного и того же эпизода по несколько раз. Видно, как всё это меняется и доводится писателем до совершенства. Над «Анной Карениной» Толстой работал четыре года, редакций только первой части романа — десять! На выставку привезли пять из них.

Идею Льву Николаевичу «подсказал» А. С. Пушкин, которого он считал своим учителем. Случайно заглянув в оставленную на столе книгу и прочитав пушкинский отрывок «Гости съезжались на дачу...», Толстой задумался о новом романе. А через полгода работы и творческих поисков появились те самые канонические слова: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Всё смешалось в доме Облонских».

В разных редакциях роман назывался «Молодец-баба», «Два брака» и потом уже «Анна Каренина». Супруги Каренины сначала были Алексеем и Анастасией Гагиными, Татьяной и Михаилом Ставровичами, Алексей Вронский — Гагиным, Удашевым и Иваном Балашовым, а Константин Левин — Нерадовым и Сергеем Ордынцевым. Толстой искал на бумаге не только их имена и фамилии, но и внешность, характер, образ жизни. Кстати, считается, что внешний типаж Анны Карениной Лев Николаевич писал с дочери Пушкина Марии Гартунг, с которой познакомился на балу у тульского губернатора.

Главный раздел выставки дополняют материалы, рассказывающие об экранизации «Анны Карениной» Сергеем Соловьевым — фотографии со съёмочных площадок, костюмы главных героев и видеокомментарии режиссера. Фильм он снял в 2008 году.

«С этой уникальной выставкой надо обязательно познакомиться. Она меняет наше личное, ещё школьное представление об Анне Карениной, раскрывает грани мощнейшего таланта Льва Толстого. Мы надеемся, что это не последний наш проект с Фёклой Толстой, — говорит директор литературного музея Инна Климова. — Есть ещё точки соприкосновения с нашим городом и областью в плане дальнейшего сотрудничества».

После открытия выставки Фёкла Толстая провела в музее не менее интересную лекцию «Классика в эпоху гаджетов», посвященную тому, как заинтересовать молодежь классической литературой, как подступиться к книге толщиной в кирпич и можно ли сделать Льва Толстого модным. Она рассказала об опыте работы Государственного музея Л. Н. Толстого в этом направлении.

Ирина Дунарь

Фото Бориса Ечина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×