Светлана Шляхова: «Этот год останется в памяти у всех»

27 июня 2020 / 14:14
 – 
Образование

Завершившийся учебный год был непростым для системы образования страны. О том, как он прошел, какие выводы сделали для себя из сложившейся ситуации педагоги, как планируют работать в дальнейшем, нашему корреспонденту рассказала заслуженный учитель Российской Федерации, директор гимназии № 22, Светлана Анатольевна Шляхова.

— Светлана Анатольевна, мы с вами встретились в каникулярный период. Учебный год 2020 был, наверное, одним из самых сложных для педагогов. Расскажите, пожалуйста, каким он стал для гимназии № 22.

— Этот год останется в памяти у всех. Сложный, но в то же время, удачный и плодотворный, потому что образование никогда не стоит на месте. В нашем городе оно динамично развивается. Есть успехи, которыми мы гордимся. С развитием системы образования стремительно растет конкуренция, что меня, как руководителя, тоже не может не волновать. Посмотрите, в последнее время, какое количество новых школ появилось в нашем городе.

— Тем не менее, именно ваша гимназия входит в ТОП-1000 лучших образовательных учреждений России.

— Первого сентября 2020 года гимназии № 22 исполнится 35 лет. Это уже тот возраст, который позволяет заработать авторитет среди выпускников и родителей, которые нам ежегодно доверяют своих детей. Поэтому, говорить о том, что нам время позволяет стоять на месте, нельзя ни в коем случае. Конкурентная среда заставляет все время двигаться вперед. Появились школы-новостройки с новым уровнем материально-технического обеспечения, с новыми возможностями. С ними сложно конкурировать тем, кто имеет здание, построенное несколько десятилетий назад.

— И зачастую нуждающееся в капремонте?

— Да, но нужно еще по-новому мыслить, подходить к организации учебно-воспитательного процесса. Мы должны быть интересны тем, кому мы предоставляем образовательные услуги. Гимназия № 22 продолжает сохранять этот авторитет на рынке образовательных услуг. С введением нового федерального государственного образовательного стандарта появилась такая фраза, что мы должны также в конкурентных условиях давать детям не только знания, а учить детей жить в новом мире. Смотрите, пандемия коронавируса перевернула все с ног на голову. Мы, пережили цунами под названием «Дистанционное образование». Этот вопрос встал очень остро. И, конечно же, в первую очередь он коснулся семей. Мы очень благодарны родителям наших учеников, которые прошли с нами эти испытания. Сегодня много дискуссий о том, что нужно вообще уйти на онлайн-обучение. Я категорически против.

— Почему?

— Потому что новые образовательные инструменты, конечно, нужны, но живое общение с учителем не заменит никто. Ребенок должен расти в социуме. Коммуникации должны быть обязательные, а как же воспитание? Мы и так прилагаем немало усилий для того, чтобы детей вытащить из виртуального мира, а переход на онлайн-обучение просто напросто не позволит нам вообще понимать, что происходит с нашими детьми.

— Тем более не у всех родителей была возможность сидеть дома на самоизоляции и заниматься непосредственно с ребенком, контролировать этот процесс. И еще эта ситуация позволила всем людям посмотреть по-другому на профессию учителя.

— Я знаю прекрасно, что учителя города Белгорода и Белгородской области справились с этим достойно. Большая часть родителей с пониманием отнеслись к ситуации. Все это позволило по-другому взглянуть на профессию учителя и я, как руководитель, этому рада. Для себя отмечаю, что нужно работать по повышению профессионального образования коллектива, и мы обязательно будем это делать с наступлением нового учебного года.

— Стратегия «доброжелательной школы» в последнее время активно внедряется в нашем регионе. Как вы ее оцениваете?

— Национальный проект образования «доброжелательной школы» определяет для нас приоритетный вектор развития. В регионе существует одиннадцать проектов. В их числе «Доброжелательная школа», «Бережливое управление», «Школа полного дня». Мне очень нравится проекты, которые нацелены на взаимодействие детей друг с другом: «наставничество», когда дети помогают отстающим, «к успеху вместе» — это дети с особыми образовательными успехами, и учитель помогает ему осваивать основные образовательные программы.

— Инклюзивное образование сюда входит?

— Инклюзивное образование входит в обязательном порядке. Это проекты, которые касаются профессионального роста педагогического сообщества. Самое главное, что стратегия «Доброжелательной школы» нацелена на создание в регионе безопасной, образовательной среды. Это значит, что каждый ребенок, выпускаясь из стен образовательных организаций Белгородской области, должен получить качественное образование, быть хорошим человеком, применять свои знания, которые он получил за школьной партой. Самое главное, он должен быть нацелен на рост в течение всей жизни на развитие личностного роста.

— Вы достигли очень больших высот на своем поприще: были лауреатом Всероссийского конкурса «Лучший директор года», награждены медалью «За заслуги перед городом Белгородом», ваша гимназия в числе лучших учебных заведений города и России. Расскажите, с чего все начиналось. Как вы попали в эту профессию?

— Я училась у великолепных учителей, среди них были фронтовики. Сейчас перебираю в памяти своих учителей, и понимаю, что это просто «космическая» плеяда. Это были такие учителя, возле которых хотелось просто быть выше, лучше и чище, если хотите. Поэтому я с благодарностью вспоминаю своих наставников. Школу я любила, была всегда в гуще событий. И председательство дружины, и секретарь школьной комсомольской организации, занималась спортом. Когда я стала учителем в школе, я одна была семнадцатилетнего возраста. Коллектив меня бережно встретил, полюбил, и берег пока я там работала.

— Появляются ли в гимназии новые традиции?

— Традиции, которые сложились ранее, мы не стали отменять и продолжаем их. Среди тех традиций появилась новая — это ассамблея победителей и отличников. Родителям важно знать, что об успехах его ребенка знают в гимназии? А важно еще то, чтобы знали родственники и друзья.

— Поделитесь успехами гимназии, которые вы считаете наиболее значимыми.

— Прошедший учебный год знаменовался успехами. Гимназия стала победителем муниципального конкурса «Школа содействующая укреплению здоровья». В гимназии 62 ученика стали победителями, призерами муниципального этапа предметной олимпиады, 10 из них стали победителями и призерами регионального этапа предметной олимпиады, 5 гимназистов стали обладателями стипендии мэра, 6 детей — обладателями стипендии губернатора за интеллектуальную деятельность. Учителя участвуют в конкурсе профессионального мастерства, и мы должны с гордостью сказать, что № 22 гимназия — один из лидеров российского образовании по количеству участников финального этапа «Учитель года России». Я сама участвовала в этом конкурсе, и пять учителей гимназии № 22 в разные годы представляли Белгородскую область на финале конкурса «Учитель года России». Много успехов, много реализованных планов, от этого хочется делать еще больше, и самое главное нужно мотивировать людей. Для меня важно, чтобы люди были мотивированы на достижении успеха.

— Вы обладаете даром собирать вокруг себя таких же ярких, талантливых, целеустремленных людей.

— Я счастлива, что эти люди сами входят в наши двери. И когда заходит человек, который с улыбкой на лице и блеском в глазах — я сразу вижу, что человек пришел работать. Ведь мы берем много молодых учителей, и я вам открою секрет, что за последние десять лет от нас не уходит молодежь. Мы бережно их ведем по жизни, знакомим их с конкурсным движением «Учитель года». И они остаются, потому что создаются все условия. Я прекрасно помню, как меня встретил коллектив той маленькой сельской школы, где я начинала педагогическую работу. Как важно, чтобы на старте поддержали. Если ты видишь, что учитель молодой хочет работать в школе, перед администрацией школы стоит задача № 1— поддержать этого учителя, создать условия, чтобы он остался. Хорошая молодежь нужна во все времена. И поэтому мы сотрудничаем и с педагогическим колледжем, и с педагогическим институтом нашего национального научно-исследовательского университета, чтобы талантливые кадры не потерять. Мы поможем, мы обязательно научим, вы нам их только дайте. Они у нас останутся, я вас уверяю. Поддержка на старте — вот это основная задача администрации при работе с молодежью.

Светлана Анатольевна Шляхова - заслуженный учитель РФ, в 2016 году занесена на областную Аллею трудовой славы, лауреат Всероссийского конкурса «Директор школы-2015». Награждена медалью «За заслуги перед городом Белгородом». Возглавляемая ею гимназия в 2014 году была включена в общероссийскую базу «1000 лучших школ России», а в 2016 году внесена в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России».

Беседовала Елена Александрова

Фото Бориса Ечина