Николай Якубовский: «Тельняшку ношу с детства»
-
Интервью
В последнее воскресенье июля в России отмечают День Военно-Морского Флота. В преддверии праздника мы побеседовали с капитаном I ранга, председателем региональной общественной организации «Морское собрание», автором книги «Белгородчина морская» Николаем Якубовским.
— Николай Степанович, всю жизнь вы посвятили службе на флоте. Наверное, с детства грезили кораблями и дальними плаваниями?
— Я родился в селе Рокита Полтавской области, вдали от моря. До 14 лет я не видел ни корабля, ни паровоза.
— Откуда же взялась тяга к морю?
— Прежде всего от тех односельчан, которые были призваны во флот и после службы возвратились обратно. Здоровенные мужики в тельняшках, брюках-клёш, в бескозырках с лентами — эти ребята производили сильное впечатление на нас, мальчишек. Большим уважением среди односельчан пользовался военный водолаз, проходивший службу на Балтийском флоте. Когда он приехал домой с кортиком, весь в наградах, я подумал, что тоже хочу стать моряком, когда вырасту. А тельняшку я носил с самого раннего возраста — её мне купила мать вместе с бескозыркой, на которой было написано «Моряк». Эти обновки настолько пришлись мне по душе, что я носил их почти не снимая. Даже на выпуском фото из школы видно, что под рубашкой у меня тельняшка.
— Как вы оказались на флоте?
— В ноябре 1962 года на призывной комиссии я услышал в свой адрес фразу: «Здоровый какой! Пойдёшь на Северный флот служить». Эти слова, сказанные адмиралом, стали определяющими в моей жизни. Учебный отряд, в который меня направили, был на Балтике, в Кронштадте. Везли нас туда в теплушках, поезд шёл долго, потому что двигался только по ночам из соображений секретности. В городе Ломоносов нас перегрузили в трюм буксира. Это была ночь, и о том, что мы на берегу моря, я догадался только по солёным брызгам.
В Кронштадте недалеко от причала были одноэтажные казармы, в которых нам предстояло жить. После бани нам начали раздавать форму: по центру казармы шёл матрос с кипой одежды на руках, раздававший её в случайном порядке. Когда мы оделись, на себя были не похожи. «Ничего, походите и так!», — сказал усатый боцман.
В учебном отряде мне посчастливилось увидеть Александра Маринеско (советский моряк-подводник, во время Великой Отечественной войны командовавший подводными лодками М-96 и С-13 Краснознамённого Балтийского флота. Лидер среди советских подводников по суммарному тоннажу уничтоженных кораблей противника. Стал широко известен потоплением 30 января 1945 года плавказармы военно-морского флота нацистской Германии «Вильгельм Густлофф». — Прим. ред.). На День флота в 1963 году он приехал к нам в часть вместе с другими знаменитыми подводниками — Иваном Травкиным (советский военный моряк, в годы Великой Отечественной войны командовавший подводными лодками Щ-303 и К-52, Герой Советского Союза. — Прим. ред.) и Николаем Луниным (советский военный моряк-подводник, в годы Великой Отечественной войны командир подлодок Щ-421 и К-21, Герой Советского Союза. — Прим. ред.). Это был его последний визит — осенью 1963 года Маринеско не стало. Как сейчас помню: Александр Иванович был в обычном гражданском пиджаке, без наград, но со знаком командира подводной лодки на груди. Все уже тогда называли его героем, хотя звание Героя Советского Союза ему присвоили только в 1990 году, уже после его смерти. Мне довелось вручать ему макет подводной лодки, который сделали ребята в нашем учебном отряде. Запомнил этот эпизод на всю жизнь. Я тогда сказал Маринеско: «Я тоже стану командиром подводной лодки». Эту задачу я в итоге выполнил.
— Расскажите о вашей дальнейшей службе.
— После учебного отряда я попал на дизельную подлодку проекта 641. Тогда это были самые современные подводные лодки. Наша первая боевая служба была в Средиземном море. Мы прошли Гибралтарский пролив в подводном положении, спрятавшись под торговым судном, шедшим на поверхности. Это непростая задача: нужно отрабатывать винтами так, чтобы идти с судном с одной скоростью, не издавая лишних звуков. На обратном пути командир проделал ещё один фокус: дело в том, что на разной глубине в Гибралтарском проливе вода движется в разных направлениях. Поймав нужное течение, командир вывел лодку в Атлантику с полностью выключенными гребными винтами. За это он получил орден Красного Знамени. Впоследствии вице-адмирал Владимир Акимов стал командиром Средиземноморской эскадры.
Позже мне довелось служить на атомных подлодках. Первые ракетные стрельбы, всплытие из‑подо льдов Арктики — много чего можно вспомнить. Когда пришло время увольняться в запас, меня вызывал в штаб командир бригады и сказал:
— В Ленинграде в военно-морском училище тебя ждут на штурманском факультете.
На тот момент после окончания мной школы прошло уже шесть лет. К вступительным экзаменам готовились усердно: меня вместе с 70 такими же будущими офицерами вывезли в Сосновый Бор и месяц в усиленном режиме напоминали нам школьную программу. Это дало свои результаты, и в Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе я поступил. Окончил его в 1968 году, а спустя десять дет — в 1978-м — окончил Военно-политическую академию имени В.И. Ленина.
— Как складывалась ваша дальнейшая судьба?
— Северному флоту я отдал 33 года своей жизни, и это было прекрасное время. После службы на кораблях я перевёлся в учебный центр подводного флота в Обнинске. Там я обучал экипажи подлодок, трудился депутатом Обнинского горсовета. Это были 1990-е, никому не нужна была наука, всё разваливалось. Количество экипажей, которые приезжали на обучение, резко сократилось. Офицеры были вынуждены подрабатывать, где и как могли: кто таксистом, кто грузчиком. Я сам работал на стройке, занимался прокладкой ливневой канализации. Непростые были времена.
— Николай Степанович, вы — автор множества публикаций о флоте и книги «Белгородчина морская». Когда поняли, что вас тянет к писательскому ремеслу?
— Литературной деятельностью я занялся, когда был лейтенантом. Рассказы и очерки я не писал, это была, скорее, публицистика с уклоном в журналистику. Все годы службы я набирал материал, и сейчас начинаю систематизировать все свои записи, скопившиеся за это время. Работаю в историко-документальном жанре, но многие читатели говорят, что читать мои труды так же легко, как художественную литературу.
— Вы возглавляете «Морское собрание» Белгородской области. Расскажите о своей общественной деятельности.
— В 2002 году я стал главным специалистом по военно-патриотическому воспитанию управления молодёжной политики Белгородской области. При ДОСААФ мы организовали занятия по морскому делу для молодёжи, проводили шлюпочные регаты. В 2006 году я возглавил белгородскую региональную общественную организацию «Морское собрание». За прошедшие годы нам удалось создать местные отделения организации во всех муниципалитетах региона. Сейчас в Белгородской области насчитывается около 20 тыс. ветеранов Военно-Морского Флота — от матросов до адмирала. Одно из главных направлений — это работа с подрастающим поколением. Сегодня у нас в области 17 военно-патриотических клубов и 47 кадетских классов. В Белгороде школа № 29 — полностью морская, в 41-й школе семь морских кадетских классов, ещё три — в белгородском лицее № 32.
— В прошлом году в «Нашем Белгороде» вышел репортаж с церемонии подъёма флага на подлодке «Белгород». Насколько нам известно, вы сделали многое для установления шефских связей между нашим городом и экипажем подлодки.
— Всё верно, наш город взял шефство над экипажем атомной подводной лодки специального назначения «Белгород». Ещё в 2010 году мы просили присвоить имя «Белгород» одному из боевых кораблей флота. Тогда нам ответили, что такое название носит недостроенный атомный подводный ракетоносец проекта 949А. И только в 2012 году тогдашний главком ВМФ Владимир Высоцкий заявил, что «Белгород» будет перезаложен по новому проекту и станет носителем глубоководных управляемых аппаратов. В один прекрасный день в моей квартире раздаётся звонок из учебного центра в Обнинске, с которым я все эти годы поддерживаю связь. Мне говорят: на обучение прибыл экипаж подводной лодки «Белгород». Буквально через неделю я был в Обнинске, в своём родном учебном центре, в котором прослужил шесть лет и где меня все прекрасно знают. Да, говорят, экипаж здесь, но контакты с ним категорически запрещены, ибо лодка — секретная. Мол, нужен специальный допуск.
— Так проверьте мой допуск, — говорю я. — Я до сих пор не имею права выезжать за границу.
Ответственные люди позвонили в Москву, всё уточнили и разрешили встречу. С тех пор Белгород начал развивать шефские связи с экипажем «Белгорода».
— Николай Степанович, в ближайшее воскресенье — День ВМФ. Что бы вы пожелали нашим землякам, служившим на флоте?
— Горячо и сердечно поздравляю ветеранов и их семьи с Днём Военно-Морского Флота СССР и России. Желаю доброго здоровья, благополучия и успехов в работе по воспитанию подрастающего поколения в духе славных морских традиций. Приглашаю всех 30 июля в 12.00 в белгородский храм святого праведного Иоанна Кронштадтского на божественную литургию в честь Дня ВМФ.
Беседовал Вадим КУМЕЙКО