Что делать, если ребёнок никак не заговорит или нечётко произносит слова, проглатывая звуки?
-
Интервью
Человеческую речь можно сравнить с выступлением оркестра, в котором важен каждый инструмент. И если хотя бы один музыкант сбивается, то нарушается гармония и стройность звучания. Так и с речью. Белгородка Лидия Набродова — дипломированный логопед. Свою миссию видит в том, чтобы помогать формировать связную детскую речь, накопить лексикон, совершенствовать фонематический слух, а также улучшать грамматические навыки и исправлять произношение звуков. А наиболее эффективно развивать своё профессиональное дело у неё получается благодаря социальному контракту. Мы пообщались с Лидией Сергеевной и узнали, что удалось приобрести с помощью господдержки в рамках программы «Содействие», а также с какими логопедическими проблемами сталкиваются сейчас малыши.
— Лидия, как поняли, что логопед — это именно та самая профессия? Почему выбрали это направление?
— В детстве я мечтала стать врачом, но, к сожалению, обстоятельства сложились так, что не получилось поступить в медицинский университет. И тогда мама предложила мне задуматься о психологии. Она сказала, что психолог — это в каком‑то смысле тоже врач, поэтому я поступила на психологический факультет. Это моё первое бакалаврское образование.
После него мне захотелось продолжать развиваться, поэтому я поступила в наш Белгородский национальный исследовательский университет на отделение логопедии. Логопед — это тоже представитель помогающей профессии, поэтому моя мечта становилась всё ближе и ближе. Параллельно я училась в магистратуре на направлении «Управление системой дошкольного образования». В последующем поступила в аспирантуру по направлению «Психология развития» и начала работать учителем-логопедом в дошкольных образовательных учреждениях Белгорода.
Когда я стала мамой во второй раз, решила вернуться в частную практику. Сейчас работаю в собственном логопедическом кабинете, который открыла с помощью соцконтракта, и немного преподаю в НИУ «БелГУ».
— Вы заключили соцконтракт и закупили новое оборудование. Но насколько сложной была сама процедура оформления документов, кто‑то помогал?
— Благодаря этой мере поддержки теперь у меня есть интерактивное зеркало — очень дорогостоящее оборудование. Оформляла все документы сама, поддерживали родители. Были, конечно, нюансы, что‑то приходилось переделывать, но в целом всё прошло очень хорошо. Я получила средства и купила всё, что хотела. У меня уже было оборудование, игры и пособия, которые я собирала много лет, но в нашей специальности достаточно никогда не бывает. Мы всегда должны развиваться, следить за новыми тенденциями, ведь меняются времена и, самое главное, дети.
— То есть занятия стали более эффективными?
— Да, работа стала интереснее, потому что появилось новое оборудование. Деткам тоже очень нравится это разнообразие. Они не любят что‑то одинаковое, поэтому приходится постоянно совершенствовать методики, придумывать разные занятия. Конечно, соцконтракт — это колоссальная помощь молодым педагогам, ведь для работы с детьми нужно очень много всего.
— Какие тенденции в речи современных малышей сейчас наблюдаются? Какие проблемы встречаются чаще всего?
— Очень много появилось деток, которым необходимо «запустить» речь или которым нужно корректировать звукопроизношение. Это как раз моя ниша. Сейчас возникают проблемы логопедического характера из‑за доступности гаджетов. Дети много времени проводят за планшетами и телефонами, а это крайне нежелательно, особенно для тех, у кого есть проблемы с речью.
— Когда обычно родители обращаются к логопедам? В каком возрасте это стоит делать, чтобы успеть исправить дефекты в детской речи? И есть ли точка невозврата, когда работа с логопедом уже не поможет?
— К сожалению, сегодня родители часто обращаются к специалисту, когда уже петух клюнет: прямо перед школой либо за год до обучения. Бывает, что они приходят к логопеду после того, как в их дошкольных учреждениях проведут специальное обследование и ребёнку рекомендуют посещать дополнительные занятия у специалиста.
К логопеду стоит впервые обратиться в 3–4 года, но за развитием речи необходимо следить с самого начала. Если родители заподозрили что‑то неладное, то они должны обратиться к неврологу, он уже точно определит, есть ли задержка речи.
Точка невозврата зависит от конкретной проблематики. Сейчас и взрослые приходят корректировать речь. Где‑то проблему исправить можно быстро, где‑то, к сожалению, приходиться работать очень долго, поэтому за развитием речи нужно следить регулярно и с малых лет.
— Коррекция речи ребёнка — это совместная работа логопеда и родителей? Что нужно сделать ещё, чтобы быстрее достичь положительного результата?
— Это однозначно совместная работа и логопеда, и родителей. Кому‑то требуются и другие специалисты, и это уже групповая работа. Чтобы достичь результата, необходимо выполнять рекомендации логопеда. Обязательно. Не спускать это на тормозах, работать дома и закреплять то, что говорит логопед.
— Дайте несколько рекомендаций, которые помогли бы родителям в раннем возрасте их ребёнка выявить возможные проблемы с речью и своевременно их исправить или скорректировать.
1. Обязательно вести мониторинг речи малыша, как она развивается, есть ли динамика. Если нет, сразу обращаться к специалисту.
2. Не забывайте общаться со своим ребёнком. Нужно говорить медленно, чётко, выразительно, на уровне его глаз. Больше разговаривайте, читайте, давайте слушать малышу аудиосказки.
3. Избирательно подходите к выбору мультиков, а лучше вообще не используйте гаджеты до появления речи. И в целом гаджеты должны быть, скажем так, на тайминге.
4. Обратите внимание на развитие крупной моторики ребёнка. Это немаловажный фактор, поэтому я всегда советую развивать не только мелкую, но и крупную моторику.
Беседовала Валерия Прописнова