Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16:28, 16 июля 2023
 943

Оксана Катанская: «Каждому алмазу нужна огранка»

Оксана Катанская: «Каждому алмазу нужна огранка»Фото: Из личного архива Оксаны Катанской
  • Интервью

Как много в мире профессий, с представителями которых мы сталкиваемся почти каждый день, но не имеем и малейшего понятия об их «кухне». Сегодня специально для рубрики «Спроси у …» о закулисье театра и работе актёров нам расскажет Оксана Катанская, актриса Белгородского государственного драмтеатра им. М.С. Щепкина.

— Как Вы стали актрисой? Любовь к сцене была с детства или же Вы выбрали профессию осознанно?

— У меня это произошло не в детстве, в отрочестве. Я увидела артистов в театре. Потом узнала, что это одна и та же профессия: артист театра и кино. Затем я узнала, что институт, где обучают этой профессии есть в моём родном городе. Очень хотела туда поступить, но родители были против. И после 9 класса поступила в строительный техникум. Средне специальное образование у меня по профессии архитектор-дизайнер. Принесла родителям диплом, и только после этого они мне дали благословение учиться в театральном. Сказали, если не получится поступить, дальше пойдёшь по строительной стезе. Я даже принесла документы в технический университет, но так там и не появилась, потому что в театральный меня взяли. Я была очень рада. И сейчас не жалею, мне всё очень интересно.

— А чтобы быть актёром обязательно иметь соответствующее образование или достаточно просто быть артистичным, эмоциональным?

— Мы же все умеем оказывать первую помощь? Например, помазать ранку зелёнкой, дать противоаллергическое средство. От этого мы же докторами не становимся?! Так и здесь. Конечно, быть эмоциональным, артистичным необходимо. Это такой базис, это первая ступень, которая необходима для того, чтобы поступить в театральный институт. Помимо этого в институте учат очень многим нюансам, которые необходимы артисту.

Вот мы, казалось бы, разговариваем в быту. И всё у нас хорошо, но если выйти на сцену и говорить так, как говоришь с родителями, друзьями, то для театра такая речь не подойдёт. И по способу звукоизвлечения, и по стилю звука, ведь нужно «озвучить» целый зал. На вступительных экзаменах обязательно отводят к фониатору, специалисту, который расскажет обо всех особенностях речевого аппарата. И выясняется, например, что уздечка короткая или язык с неправильной постановкой в определённом звуке. В таком случае потребуется большая работа над собой.

Плюс ко всему нужно уметь танцевать, петь. Или, например, на сцене бывает так, что нужно упасть. Вот как сделать так, чтобы упасть и при этом ничего себе не сломать?! Этому тоже учат в институте. Я прошлась только по техническим аспектам, есть ещё много нюансов, которые в театральном институте нам рассказывают. Каждому алмазу нужна огранка, и вот как раз такую огранку и проводят педагоги. 

— Чем актёр театра отличается от актёра кино?

— В моей творческой карьере небольшой опыт съёмок. Но для себя отметила некоторые различия: в театре — это широта действий по мизансцене, говорить нужно с большей подачей, потому что тебе нужно донести своё слово до последнего ряда, а в кино ты можешь играть некоторые сцены даже шёпотом. На театральной сцене у тебя движения и жесты широкие, стоять нужно подальше от партнера, чтобы вас обоих было видно, а в кино — это более интимно, камерно. Нюансы в работе актёров театра и кино скорее технического характера.

— В театре есть график работы? Какой он?

— Во‑первых, у артистов понедельник – выходной день. Мы работаем в субботу и в воскресенье, потому что у большинства наших зрителей это выходные. А что касается рабочего графика, то мы играем каждый день. Это вечерние спектакли, утренние сказки по воскресеньям и спектакли малой сцены, которые мы играем днём.

Репетиции у нас каждый день с 10.00 до 13.00 часов. И здесь есть свои нюансы. Труппа большая и, разумеется, не все заняты в каждом спектакле. У одного артиста, например, сегодня может быть свободный день, потому что у него нет вечернего спектакля, нет дневного и в репетициях нового он не участвует. Другой может тоже быть не задействован в репетиции, но у него есть вечерний спектакль, третий может работать весь день. А завтра будет уже обратная ситуация. Это не регламентируется начальством: сегодня ты придёшь, а завтра у тебя выходной. Всё зависит от репертуара, который составляется ежемесячно. 

— Как выучить огромный текст? В чём секрет?

— Секрета нет. Текст учится. Дело в том, что очень важно понимать, что тебе даёт роль, что ты говоришь, кому, почему? И если ты чётко понимаешь логику текста, логику эмоций, то текст учится легко. Ты точно знаешь, что говорить дальше, потому что предыдущие слова или действие партнёра в тебе вызвали какую‑то эмоцию, какой‑то толчок дали тебе. Нужно работать с текстом, уметь его разбирать.

У нас есть понятие «учить текст на ногах». Ты каждый день, выходя на сцену, его повторяешь, а режиссёр подсказывает эмоции, который должен испытывать персонаж. И всё это складывается и помогает настолько, что ты можешь в повседневной жизни эту реплику не вспомнить, но на сцене ты её точно произнесёшь, потому что всё идёт своим чередом: тут включилась музыка, здесь партнёр подошёл, обнял… Ты помнишь больше своим сознанием, а не головой и заучиванием.

— Что делать, если забыл слова, упал, или что‑то пошло не по плану? Начинается импровизация?

— Конечно, случается всякое, мы ведь все люди! Пришёл не очень здоровым. Тебя пошатнуло. Ты оступился. Или упала часть декорации, которая никогда не падала. Текст тоже можно забыть. Бывает всякое. Такое может произойти и в обычной жизни. Например, человек не сказал то, что хотел, но от этого ведь диалог не закончился?!

А импровизации бывают. Есть артисты, которые могут и пошутить во время спектакля. Зритель этого даже не ощутит, а если и заметит, то это не помешает восприятию сюжета. Однако не каждый артист владеет таким искусством. 

Оксана Катанская: «Каждому алмазу нужна огранка» - Изображение Фото: Из личного архива Оксаны Катанской

— Что делать, если актёру накануне спектакля или уже на сцене станет плохо? Кто его заменит? 

— Если артист заболел, но при этом чувствует, что способен выйти на сцену, то просто заранее предупредит и отыграет спектакль. Но за 10 лет работы я ни разу не видела, чтобы артист брал больничный из‑за какого‑нибудь ОРВИ или отравления. Есть даже шутка: артист может не выйти на сцену только в одном случае, если он умер.

Если же актёр заболел действительно серьёзно, к примеру, сломал ногу, то тут решается всё в индивидуальном порядке. Если роль небольшая, и он может, грубо говоря, сесть в кресло и отыграть, не нарушая целостность спектакля, то он может и со сломанной ногой предстать перед публикой. А если он никак не может выступить, то руководство принимает решение о замене спектакля на любой другой из репертуара. В этом случае зрителей оповещают заранее. Тем, кому не подходит такое решение, возвращают деньги за билет.

— Расскажите, а что происходит за кулисами во время спектакля?

— Бывают ситуации, когда артисту нездоровится. Он может полежать на диване в комнате отдыха, а потом, когда приближается его сцена, выходит и играет так, что зритель даже ни о чём не догадается. Бывает, костюм порвался у актёра или реквизит сломался. Всё поправимо, артист заходит за кулисы, где его уже ждут костюмеры с нитками, иголками. Быстренько подправляют, и через пару минут всё в подобающем виде.

А если нужно к другой сцене переодеться, то и тут на помощь приходят костюмеры. В несколько рук за считанные минуты они меняют одежду. Обычно сам не успеваешь: пока расстегнул две пуговицы, на тебя уже надели штаны, пиджак. Это всегда очень забавно.

— Перевоплощаетесь ли Вы своего персонажа? И как потом выходите из образа?

 — Разумеется, ты входишь в роль, но только на сцене. В этом и есть мастерство артиста: впустить персонажа, «надеть» его на себя и также легко «снять». Ведь если ты не можешь с ним расстаться в жизни, то это уже патология. Со студентами в нашем институте, которые так близко к сердцу принимали роль, проводили беседы. Нужно либо стараться не впускать персонажа так глубоко, либо если ты не можешь не пропускать через себя эти переживания, то лучше эту профессию не выбирать. Это чревато различными психическими проблемами, расстройствами.

Другое дело, когда это есть в тебе, и режиссёр помогает это проявить. Мы называем это красками: когда одну эмоцию можно выразить различными способами. Так расширяется собственная палитра. 

— Почему театр начинается с вешалки?

— Потому что театр — это магия. Вот ты идёшь с работы. На улице дождь… Думаешь о том, что дома тебе нужно будет погладить, приготовить… А заходишь в театр, и начинается магия: там особый запах, особые звуки, особый свет, опять же эта вешалка… Ты сдаешь своё пальто в гардероб. Тебе дают номерок. Ты поднимаешься, на стенах видишь портреты артистов, фотографии со спектаклей. Ты всё это рассматриваешь. Люди разговаривают о другом, не о том, что сегодня приготовить, а о предстоящем спектакле, об артистах, о произведении, на основе которого этот спектакль поставлен. И вот уже эта магия начинает действовать. Ты садишься в мягкие кресла. Гаснет свет. Магия продолжается. После ты уходишь под впечатлением, идёшь и думаешь о том, что ты увидел. Твои проблемы, жизненные трудности не отходят на второй план. Они никуда не пропадают. Ты просто подумаешь об этом уже завтра…

 

Беседовала Эвелина Богданенко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×