Профессия    18:18, 28 августа 2020

Вселенная Виктора Легезы

Очень рано закрылась книга жизни гениального художника, замечательного педагога, увлечённого спортсмена, философа по призванию Виктора Павловича Легезы

Так устроено в нашем мире, что человек уходит, а память о нём остаётся. Остаётся в его добрых делах и поступках. 27 августа Виктору Легезе исполнилось бы 65. Он не дожил до 42-х лет, оставив за недолгую жизнь много своих трудов. Родился Виктор Легеза в 1955 году в Новомосковске Днепропетровской области. С детства он осознал свою тягу к искусству.

Студенчество

Приехав в Харьков, Виктор учился сначала в художественной студии при Доме культуры электромеханического завода, затем в художественно-промышленном институте, который окончил в 1983 году. Однако выбор будущей профессии не был для него прямым и быстрым. Учёбе в «худпроме» предшествовали курс исторического факультета в Харьковском университете, а затем год на рабфаке в группе «Искусство» при вузе.
История студенческой жизни Легезы стала известной благодаря воспоминаниям декана факультета В. Бондаренко в книге «Виктор Легеза: памяти художника (1955-1997)»: «Как студент Виктор проявлял большую творческую активность все годы учёбы в институте. Еще на первом курсе, вернувшись из поездки в колхоз на уборку овощей, он привёз огромное количество этюдов, зарисовок, портретов и получил премию за участие в факультетском конкурсе творческих работ».

Во время его учёбы на втором курсе городским управлением торговли был объявлен конкурс на разработку проектов архитектурно-художественного решения интерьеров магазина «Нектар» в Харькове. Среди тридцати шести участников конкурса был и Виктор Легеза. Он выполнял этот проект с однокурсницей, своей будущей супругой. Работая над ним, они поставили для себя задачу шире, чем по условиям конкурса. Дополнительно к варианту интерьеров Виктор разработал эскизы графического решения меню, салфеток, упаковочной бумаги. Проект стал одним из лучших и получил вторую премию.

В студенческие годы Легеза увлекался станковой живописью. В это время он создал серию «Старый Харьков», живописные этюды. Немало времени посвящал спорту, имел чёрный пояс каратиста.

Многогранный талант

Через несколько лет после окончания учёбы Виктор Павлович вернулся в родной институт уже в качестве педагога. Он смог чётко и последовательно построить систему преподавания композиции и живописи на начальных курсах специализации «Монументально-декоративная роспись». Параллельно работал над диссертацией, выбрав тему, связанную
с сакральным искусством. Он изучал декоративное убранство старых слобожанских храмов. Исследуя это забытое искусство, Виктор Павлович стремился возродить его в наше время как учёный, художник. Он много работал творчески в этом направлении, занимаясь церковной росписью, запечатлевая в графике образы сохранившихся храмов. Устраивал выставки, привлекая внимание сограждан к этому искусству и убеждая их в необходимости его возрождения.

Белгородский художник

Первая мастерская в Белгороде, куда Виктор с женой приехали работать, располагалась в помещении художественно-производственных мастерских белгородского отделения Союза художников по проспекту Богдана Хмельницкого. Жилья не было, поэтому мастерская стала для них и домом, и работой. С 1987 по 1989 годы Легеза преподавал рисунок, живопись, композицию в Белгородском колледже культуры и искусств (в настоящее время — институт искусств и культуры). Именно в это время рождались произведения, которые позволили ему вступить в Союз художников России. В 1994 году Виктор Павлович стал лауреатом премии управления культуры Белгородской области за серию офортов «Исполины духов» и «Храмы».

В 1995 — 1996 годы Легеза возглавлял Белгородское региональное отделение Союза художников. Он являлся действительным членом Белгородского историко-родословного общества, экспертом-консультантом комиссии по геральдике при главе администрации области и выполнил шестнадцать (из 21) гербов районов Белгородской области. Художник проектировал интерьеры и экстерьеры зданий музеев, институтов, культовых сооружений, детских садов и больниц. Среди известных объектов — кафе «Ополе», магазин «Белгородский каравай» на Харьковской горе.

У белгородского фотохудожника В. Собровина было два книжных знака, которые создал художник-график В. Легеза.

Круг его интересов и способностей был настолько широк, что позволял заниматься монументально-декоративной росписью, витражами, батиком, гобеленами и макраме, а также станковой живописью. Художник работал в жанрах портрета, пейзажа, натюрморта, сюжетно-тематической картины, занимался книжной графикой. Им создан витраж «Вознесение Христа» для алтаря храма духовной семинарии Курска (1994 год). Виктору Павловичу удалось проявить свои способности в области художественного проектирования музеев. Он участвовал в создании музея в Белгородском областном драматическом театре имени М. С. Щепкина в 1994 году. По его проекту выполнен памятный знак «Белгородская черта».

Монументальные росписи в Преображенском кафедральном соборе Белгорода в 1996 году также принадлежали кисти талантливого художника. Перед работой он постился дней десять. Хотел не рисунок архангелов оставить, а слиться, понять душой святых апостолов. В этом же году Легеза выполнил проект выставочного зала музея-диорамы Белгорода.

Виктор Павлович участвовал в различных областных, всесоюзных и за-
рубежных выставках. Его произведения находятся в музеях России и Украины, в частных коллекциях Болгарии, Польши, Германии, Италии, Канады, Франции, США, Японии.

Как часто судьба бывает несправедлива и жестока к талантливым людям. Отмеряет им совсем короткую жизнь. Виктор Павлович умер 25 мая 1997 года. Похоронен в Белгороде. Наверное, мы не можем говорить, что полностью расстались с этим замечательным, незаурядным человеком. Он живет в наших душах, воспоминаниях. Живет в своих детях, учениках и прекрасных работах. То, что он сделал, будет постоянно окружать нас.

Елена Зубова

Фото: shr-bel