Профессия    11:16, 27 сентября 2020

Белгородские воспитатели отмечают свой профессиональный праздник

В честь праздника редакция газеты «Наш Белгород» подготовила интервью с воспитателями детских садов Белгорода

Великий польский педагог, писатель, общественный деятель и врач Януш Корчак как-то сказал: «Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке». Он также любил повторять: «Детей нет, есть люди». Потому и задача воспитателя в детском саду, без преувеличения, одна из самых трудных помочь вырастить настоящего, достойного человека.

Наталья Саморядова, детский сад № 75: «Без любви к детям здесь делать нечего».

 Наталья Саморядова начинает свой день в родном детском саду № 75. Улыбаясь, делает зарядку вместе с детьми. На ходу что-то придумывает, импровизирует. Умение владеть мимикой, способность фантазировать неотъемлемые черты любого успешного педагога. Наталья Сергеевна так зовут её воспитанники неоднократный призёр, лауреат и победитель различных конкурсов. Но все это не столь важно в работе, уверена воспитатель.

 «Самое главное это любовь. В этой профессии без любви к детям делать нечего. Я могу после работы дома до двух ночи сидеть, придумывать что-то новое, чтобы заинтересовать ребят. Сегодня, спустя время, у меня нет особых сложностей в работе с детьми. Когда после педколледжа я впервые пришла работать в детский сад, у меня была наставница Татьяна Михайловна Брыткова. Она много лет ведет группу «моржат» в нашем детском саду, у неё детишки зимой ходят по снегу! А теперь какие-то советы могу дать уже я другим воспитателям. Но до сих пор не могу спокойно расставаться со своими воспитанниками. Вот на последнем выпускном мальчишки пели прощальную песню и плакали. Девочки стояли с цветами и тоже плакали. Я каждого помню поименно. Как тут не расстроиться? Мы же их растили несколько лет. Приходят новые детки, и в первое время в каждом ребёнке я ищу черты предыдущих. Позже привыкаю и перестаю сравнивать», делится впечатлениями Наталья Саморядова.

Каждый ребёнок приходит к воспитателю со своими вопросами, радостями, обидами. Наталья Сергеевна всех терпеливо выслушивает. Одному купили новую игрушку, у другого выпал первый зуб, а третий повздорил с одногруппником. Для таких случаев у педагога есть свои способы и хитрости. Такие как «дразнилка» и «мирилка». С помощью «дразнилки» можно понарошку поссориться, а «мирилка» восстанавливает добрые отношения между детишками. Нужно сунуть руки в волшебный коробок, коснуться друг друга, посмеяться и… помириться! Таких хитростей здесь много.

У воспитателя нет отдыха, даже когда воспитанники мирно спят.

«Я даже знаю, у кого какой сон. Вообще, дневной сон это частая проблема многих детей. К каждому надо найти индивидуальный подход. Вот Илюша любит, когда его гладят по спинке, Егор когда за ушком чешешь, а Ульяна если начинает ворочаться, я понимаю: надо побыть с ней рядом», рассказывает Наталья.

Екатерина Федюшина, детский сад № 45: «Терпение и труд все перетрут».

По профессии Екатерина Федюшина учитель-логопед, она работает в группе компенсирующей направленности детей с ОВЗ. Екатерина точно знает: к этим детям нужен особенный подход.

«Сейчас мы набрали группу, где всего три девочки. И к этому «царству мальчишек» приходится приспосабливаться. Мы постоянно совершенствуемся, меняемся, подстраиваемся. В этом и суть работы воспитателя. Что-то придумать, добавить визуализации, картинок. Для этих детей важны эмоции. Работа наша тяжелая, сложная, но и эмоциональная отдача очень большая. При этом я стараюсь всю себя отдать детям, воспитать, научить. А какие эмоции кипят внутри, когда получаешь результат, которого так ждешь! Приходит ребёнок, который полностью не разговаривает, а через два года мы видим у него более девяноста процентов освоения программ. Сердце радуется. И плюс воспитатель всегда с детьми на одной волне. Многие, когда меня видят, сразу спрашивают: ты учитель или воспитатель?» говорит Екатерина Викторовна.

Стаж работы в дошкольном учреждении у Екатерины Федюшиной немалый 14 лет. За это время она наработала свои методики работы, в том числе и современные. Такие, как ведение блога, изучение с детьми и родителями ПДД, написание авторских дидактических сказок и аудиосказок. В детском саду Екатерина Викторовна старается обратить внимание детей на познание окружающего мира, лепку, рисование, конструирование, чтение.

«Ребёнок должен понимать педагога. Для меня важны партнерские, доверительные отношения, чтобы ребёнок мог поделиться с воспитателем своими переживаниями, доверить самое сокровенное. И у меня как у педагога здесь особая роль проявить любовь, но не дать случиться тому, чтобы это проявление любви дети восприняли, как слабость характера. Эта очень тонкая грань. Но любые трудности преодолимы, если хорошо поработать над их решением и запастись терпением», рассказывает Екатерина Федюшина.

Марина Киреева, детский сад № 3: «Чтобы заинтересовать ребенка, нужно быть с ним единым целым».

Марине Киреевой двадцать девять лет. Но у молодого воспитателя уже более одиннадцати лет педагогического стажа. Ещё будучи студенткой педагогического колледжа, она попала на практику в белгородский детский дом. Позже ей предложили там работу нянечкой. Так, совсем юной девчонкой Марина начала свой трудовой путь.

«Я недолго думала. В то время мама воспитывала меня одна, ей было тяжело. И мне хотелось помочь. Вот и пошла работать няней. Помню, пришла на работу и увидела годовалого мальчика с огромными голубыми глазами, светленького, невероятно красивого. Звали его Саша. Влюбилась в этого ребенка с первого взгляда. Потом, конечно, пришлось с ним расстаться через полгода его забрали в семью. Но я до сих пор помню Сашеньку», делится воспоминаниями Марина Михайловна.

Работу приходилось совмещать с учёбой. Днём занятия, вечером и ночью детский дом. Но Марина буквально бежала на работу. Хотелось всех охватить любовью, взять к себе.

Прошло время, и Марина пришла работать воспитателем в детский сад № 3 города Белгорода. Здесь всего две группы для младшего дошкольного возраста и старшая.

В небольшом помещении уютно, как дома. Пахнет свежими булочками, а в группе на ярком солнечном коврике мирно играют дети. Всего на попечении Марины Киреевой шестнадцать воспитанников. Каждый день воспитатель встречает своих подопечных и их родителей с улыбкой.

«Утро радостных встреч так мы называем начало нового дня в нашем детском саду. Хочется пожелать родителям доброго утра, передать им свой положительный заряд энергии, чтобы они начинали день не с угрюмым лицом, а с искренней улыбкой. И тогда они идут радостные по своим делам. С детьми изучаем развитие речи, лепим, делаем аппликации, читаем художественную литературу, рисуем, занимаемся физкультурой. Современный воспитатель, стремящийся совершенствоваться в этой профессии, должен любить детей, своё дело, стремиться к самосовершенствованию. Тогда родители будут видеть перед собой воспитателя, который имеет внутренний стержень и способен что-то дать их ребёнку. Необходимо заинтересовать, быть с ребенком единым целым, найти индивидуальный подход к каждому», рассказывает Марина Киреева.

Опыт приобретается путём проб и ошибок. К трехлетней Надюше Марина не сразу нашла подход. Говорит, когда увидела маленькую девочку, сразу захотелось её обнять. Сначала так и пыталась делать, когда утром малышка с родителями переступала порог детского сада. Но Надюша плакала, ещё больше прижималась к маме. Тогда воспитатель сменила тактику. Теперь она встречает воспитанницу, улыбается и ждёт в группе. Надюша переодевается и спокойно идет в помещение. Играет с детьми, улыбается, рассказывает друзьям про братика и новые игрушки. Девочка перестала плакать. И сейчас, когда Марина поправляет ей хвостики, а Надюша поворачивается, что-то спрашивает и смотрит на неё прямо, по-детски наивно, у педагога сладко замирает сердце. Ведь в жизни всё повторяется. Светлые, словно солнце, волосы и голубые глаза маленькой девочки вновь возвращают в прошлое. К той юной девушке, которая встретила годовалого Сашу, ставшего для неё проводником в жизнь.

Надежда Саушина

Фото: автора и Бориса Ечина

Приосколье

Самые читаемые

Читайте также